Современный рынок городских грузоперевозок обладает весьма своеобразными характеристиками в различных регионах России. Если в центральных городах (Москва, Питер, Казань) конкуренция достаточно высока, то в периферии имеется определенный дефицит в грузоперевозчиках. Однако можно уверенно утверждать, что этот рынок обладает отличными перспективами роста, чему способствуют рост потребности в новом жилье, увеличение производства товаров народного потребления, а также развитие (пусть и медленное) инфраструктуры. О том, что представляет собой рынок городских грузоперевозок сегодня и как будет развиваться данный вид услуг в ближайшем будущем, пойдет речь в данной статье.

Рынок городских грузоперевозок сегодня

Современные грузоперевозки в пределах города представляют собой достаточно сегментированный вид бизнеса, в котором большая часть компаний занимается специализированными перевозками (например, в зависимости технических характеристик грузов). Условно можно выделить грузоперевозку продовольственных товаров (почти половина рынка), транспортировку стройматериалов (треть рынка) и, наконец, перевозку иных грузов (около 20% рыночной доли).В разрезе фирм, предоставляющих и потребляющих услуги городских грузоперевозок, представители среднего и крупного бизнеса стоят особняком. Так, большинство крупных компаний, как правило, обладают собственным автопарком, что позволяет им экономить значительные средства на транспортных услугах. Своими автомобилями не располагают лишь те компании, которые имеют устойчивые партнерские связи с какими-либо грузоперевозчиками.Таким образом, основные потребители городских грузоперевозок как отдельного сервиса — компании малого бизнеса (в основном — представители розничной торговли), а также частные лица, которым необходимо организовать переезд.Существует вполне объяснимая закономерность — чем крупнее населенный пункт, тем выше потребность в грузоперевозках. Однако, здесь нужно учитывать, что качество транспортных услуг может варьироваться от наивысшего до весьма посредственного в городах любого размера. Связано это с тем, что на рынке действуют как профессиональные экспедиторские и логистические фирмы, так и непрофессиональные (как правило, частные) перевозчики. От этого зависит и цена услуг, и комплекс предоставляемых сопутствующих услуг, и параметры заключения договора поставки.

Рынок городских грузоперевозок в перспективе

Основная тенденция на ближайшее будущее — постоянный прирост потребностей и, следовательно, предложения на рынке грузоперевозок во всех секторах. Основными точками роста в данном процессе являются не только рост промышленного производства (что вызвано ростом конечного потребления), но и изменения потребительских предпочтений, а также активная ускоряющаяся глобализация. Рассмотрим данные тренды подробнее.Рост промышленного производства, увеличиваясь в среднем на 10-30% в различных секторах экономики, порождает потребность в распределении материальных потоков, в том числе и рамках отдельно взятых городов. К тому же, увеличение показателей экономики страны способствует повышению общего уровня благосостояния граждан, что отражается на повышении спроса общества в товарах и услугах. Проще говоря, у людей появляются материальные возможности для закупок различных товаров и оплаты услуг их транспортировки.Изменение потребительских предпочтений, в первую очередь, связано с развитием науки и технологического прогресса. Появляются новые виды товаров, которые позволяют людям жить более комфортно, работать более эффективно. Это является причиной преобразований в образе жизни, которое приводит к тому, что люди меняют место жительства, обстановку в доме. Естественно, благодаря таким преобразованиям становятся востребованными сопутствующие услуги, включая и городские грузоперевозки. И чем больше степень и выше темп изменения потребительских предпочтений — тем выше потребность в соответствующих услугах.Глобализация, помимо ускорения смены потребительских предпочтений, оказывает влияние и посредством развития инфраструктурных объектов. Например, известно, что вскоре через Россию пройдет транспортный коридор «Западная Европа — Западный Китай», который значительно изменит облик множества населенных пунктов, находящихся в данном коридоре. На рынок городских грузоперевозок это окажет существенное влияние, сократив издержки производства самой услуги.