Чтобы вести новое строительство, приходится что-то сносить, ломать. Без строительного мусора не обходятся также различного рода реконструкции и ремонтные работы. Здания промышленного и гражданского назначения, подлежащие демонтажу, могут находиться в самых разнообразных местах, что создаёт немало осложнений. Прежде, всего, необходимо оформить необходимые документы: разрешения, лицензии, договор сноса, проектно-технологическую документацию. Здание или сооружение, подлежащее сносу, реконструкции или ремонту, может находиться в черте плотной городской застройки или в природоохранной зоне, быть объектом исторического наследия и т.д. Демонтажные работы приводят к повышенной запылённости прилегающей территории, к нарушению архитектурно-эстетической ценности ландшафта. Фирмы, производящие демонтаж, относятся к вывозу мусора как к обременительной, но обязательной процедуре. Процедура затратная, но эту часть проекта, обычно, берутся выполнить специализированные фирмы — подрядчики. Например, в Москве и других крупных городах таких фирм появилось предостаточное количество. Вывоз мусора сводится к погрузке на объекте и вывоз грузовиками на тот или иной полигон. На полигоне — тоже надо заплатить деньги за право сгрузить это «добро». Мусорные полигоны бытового и строительного мусора переполнены повсеместно. Вокруг городов окрестные леса и лесополосы завалены строительным мусором, который «не довезли» до полигона, — так, естественно, дешевле.Зарубежный опыт. По данным Европейской Ассоциации по Сносу зданий (European Demolition Association) во всех странах образуется не менее 2,5 млрд. т строительных отходов. Из них в Европе — 180 млн. т. В ряде стран, например: Швеция, Дания, Нидерланды вопросу утилизации и переработке мусора придаётся особое значение. Уровень переработки строительных отходов достигает 90 процентов. Переработка становится экологически выгодной, чему способствуют соответствующие законодательные акты.В нашей стране Москва лидирует по решению вопросов переработки строительного мусора. Иначе уже нельзя существовать и городу и области. Ежегодно в Москве образуется около 900 тыс. т строительных отходов. Но из этого количества отходов только около 100 тыс. т (примерно 11%) отправляются на действительную переработку.Снос и переработка как единый процесс. Имеется опыт замкнутого цикла, который можно разбить на четыре этапа.Первый этап. Подготовка объекта к сносу. Демонтируется максимальное количество материалов, которые можно выделить в отдельное сырьё: половые доски, линолеум, сантехника, трубы, стекла.Второй этап. Непосредственно снос объекта по то той или иной технологии.Третий этап. Предварительная сортировка отходов и их отгрузка.Четвертый этап. Переработка материала на дробильно-сортировочном производстве.Трудности выполнения всей технологической цепочки возникают во многом вследствие сжатых сроков производства работ по сносу, — процесс сортировки сырья на специальных площадках процесс длительный и трудоёмкий.Среди образовавшегося в процессе сноса строительного мусора 30-40% — бетонные отходы, стекло, дерево, керамика, металлический лом, различные виды пластика. Каждый из видов сырья отправляется на соответствующее специализированное предприятие в качестве вторичного сырья.Вторичный щебень может быть использован при производстве строительных материалов, при замене грунта, засыпки под фундамент и.т.д. полученный в результате переработки бетона и кирпича, в дальнейшем используется как сырье при производстве строительных материалов: при замене грунта, при строительстве дорог, при засыпке под фундаменты. Возможно производство тротуарной плитки, бордюрного камня, брикетов металлолома и т.п. В этом направлении в стране ведутся определённые исследования.При более благоприятной обстановке, при поддержке властных структур и природоохранительных организаций данная сфера строительства, несомненно, получит своё дальнейшее развитие.