Введение и общее понятие аутсорсинга. Зарубежный и отечественный опыт.

В последнее время, особенно после всемирного экономического кризиса, все более популярными становятся инструменты управления бизнесом, позволяющие сокращать издержки хозяйственно-экономической деятельности компании. Одним из таких инструментов является аутсорсинг. Суть аутсорсинга (от англ. outside resource using — использование внешних ресурсов) заключается в том, что компания или индивидуальный предприниматель отдает часть работ своей фирмы, не связанных напрямую с его основной деятельностью, сторонним компаниям, специализирующихся на данных работах. Например, компания, основной бизнес которой заключается в торговле продовольственных товаров, может нанять специалистов транспортной компании для осуществления услуг транспортировки своих товаров в магазины.

Зарубежный опыт

В экономически развитых странах уже давно применяется практика передачи всех работ, не относящихся к основной деятельности компании сторонним организациям. Капиталистически развитые западные страны используют аутсорсинг в качестве вполне действенного инструмента, позволяющего повысить конкурентоспособность фирмы. Об этом свидетельствуют и статистические исследования. Например, по данным на 2009 год, во Франции и Германии в аутсорсинг сдавалось до 95% объектов недвижимости, в Финляндии этот показатель достигал 70%. В среднем по европейскому союзу, доля обслуживания зданий и сооружений у сторонних компаний составляет более 60%.

Аутсорсинг в России

Основной причиной, по которой аутсорсинг так широко применяется на западе, является четкое разделение труда в местных компаниях. Любой местный менеджер по персоналу занимается исключительно персоналом, также как и специалист по эксплуатации зданий — исключительно техническим контролем и содержанием зданий. Это позволяет выполнять любые работы технического характера на высоком уровне качества и в кратчайшие сроки, к тому же применяется новейший инструментарий. В России аутсорсинг пока не получил должного распространения — это связано как с недостаточно развитой инфраструктурой, так и с отсутствием достаточных знаний в данной области у менеджмента большего количества компаний. Однако рынок аутсорсинга имеет огромные перспективы, ведь его преимущества очевидны как для компаний, привлекающих сторонних специалистов, так и для самих аутсорсеров. Основными центрами развития аутсорсинга в России являются Москва и Санкт-Петербург, где сосредоточено более половины бюджета страны, а также имеется достаточно развитая инфраструктура и обширные возможности наращивания клиентской базы. Но, в связи с развитием коммерческой деятельности на территории всей страны, аутсорсинг вскоре будет достаточно хорошо представлен и в других крупных российских городах (как правило, в региональных и промышленных центрах).

Сферы применения и объекты аутсорсинга

В аутсорсинг можно отдавать практически любые виды работ, не имеющих отношения к целевой работе фирмы. Объектами аутсорсинга являются различного рода услуги — от образовательных и консалтинговых, до материальных видов услуг. Учитывая то, что в аутсорсинг можно сдать любые работы, сфера применения аутсорсинга не ограничена никакими рамками — в любом виде бизнеса можно применить этот инструмент менеджмента, причем с достаточно высокой долей эффективности. В последнее время наметилась тенденция на сдачу в аутсорсинг транспортных, производственных видов услуг, а также работ, требующих наличия специфичных знаний и дорогостоящего наукоемкого оборудования.

Преимущества аутсорсинга

Главными преимуществами сдачи второстепенных видов работ в аутсорсинг являются:

  • Возможность экономии на содержании собственной службы для выполнения второстепенных видов работ-
  • Более профессиональный подход к выполнению второстепенных видов работ со стороны привлеченных специалистов-
  • Сосредоточенность собственника бизнеса на собственной хозяйственной деятельности, улучшение эффективности менеджмента-
  • Передача рисков по второстепенным видам работ аутсорсинговой компании-
  • Экономия на закупках дорогостоящего оборудования, имеющего малый цикл использования.

Применение услуг аутсорсинга позволяет руководству фирмы сосредоточиться на своей работе, повысить эффективность своего бизнеса, не отвлекаясь на работы, которые не относятся к их специализации. К тому же, как показывает практика, привлечение сторонних специалистов на профильное обслуживание, позволяет сэкономить как средства, так и время.

Особенности оформления и регулирования деятельности в сфере аутсорсинга

Государственное регулирование данного вида деятельности осуществляется на основе законодательства и нормативно-правовых актов. Если в европейских странах существуют четко прописанные правила, позволяющие лицензированным компаниям выполнять сертифицированные виды услуг, то в России пока этот процесс не до конца отрегулирован. Однако, в связи с постепенным развитием рынка аутсорсинга, неизбежны позитивные сдвиги и в соответствующих законодательных актах. Основным документом, регулирующим отношения заказчика и исполнителя аутсорсинговой деятельности, является договор, в котором четко прописываются все параметры аутсорсинга. Если же аутсорсинг необходим в сфере производства, либо научной и проектно-конструкторской деятельности, то может быть заключен контракт о субконтракции (то есть поручения одной компании в отношении другой на производство определенного вида продукции или работ). Посредством данного контракта можно управлять многоуровневой системой аутсорсинга, когда каждый последующий уровень предприятий делает свою часть работы для предприятий-заказчиков предыдущего уровня.

Перспективы

Аутсорсинг как инструмент повышения эффективности любого вида бизнеса имеет весьма серьезные перспективы. Рынок аутсорсинга по всему миру исчисляется триллионами долларов ежегодно. Сейчас происходят активные процессы по глобальному распределению аутсорсинга — так, Китай превратился в «мировую фабрику», Индия — в поставщика низкоуровневых программистов, Япония — в аутсорсера интеллектуальных услуг.